Рассказ помощника следователя Фурмановского МСО Пономаревой Н.В. о своем деде Викторе Михайловиче Критском


Мой дед,Критский Виктор Михайлович,родился 20 июля 1923 года в с.Аньково Тейковского района Ивановской области. Когда  не было еще и восемнадцати, он работал в отделении связи. Их бригада обслуживала линии правительственной связи Иваново – Москва, ремонтировали провода, коммутаторы. Здесь он и узнал о начале войны. У дедушки была твердая бронь от войны, но он не мог отсиживаться в тылу в такое трудное время. Он пошел в военкомат, там была большая очередь,  и брали не всех. Но ему повезло. Дед Виктор мечтал летать на самолетах, поэтому получил направление в летное   училище. Его готовили по ускоренной программе. Учился он с 15.09.1941 по 28.05.1942 в Серпуховском авиатехническом училище. Но, к сожалению, как он говорил, у нашей страны не было достаточного количества самолетов. И они пошли земными дорогами войны.

Виктор служил в 450-м стрелковом полку 265-й стрелковой дивизии. Был командиром орудия. Дороги войны привели его в число защитников Ленинграда. Вот его воспоминания одного из боев: «Шел 1942 год. Мне и моим товарищам пришлось участвовать в боях, которые должны были помешать планам Гитлера замкнуть кольцо блокады, овладеть городом. Мы знали, как тяжело приходится жителям осажденного города, знали, что от голода умирают в нем женщины и дети. Знали и то, что враг собирает силы для последнего, решающего удара. Ожесточенные бои развернулись на Синявском направлении. Я в то время был командиром  76-го орудия второго батальона 450–го полка. Мы чувствовали,  что готовится серьезная операция: к фронту подтягивались свежие части, танки, орудия. Подвозилось большое количество боеприпасов. Наступление началось с удара нашей артиллерии. Тысячи орудий и минометов разом начали бить по врагу: падали деревья, взлетали вверх бревна немецких укреплений. Потом мы пошли  в атаку. Поначалу атака была успешной. Мы теснили врача. За время боев нашим расчетом, состоящим из семи человек, было уничтожено два ДОТа, три ДЗОТа, шесть артиллерийских орудий, 48 фашистов. По ночам ходили в разведку, чтобы засечь огневые точки противника и составить карту огня, а потом по этой карте наносить точные удары по врагу. В ходе сражения почти все расчеты погибли. В живых остались немногие. Не было еды, не было воды, снег смешался с землей, а в воронках была кровь. Первую линию окопов вообще сравняло с землей. Поле сражения было перепахано снарядами, словно весеннее поле сева. Передвигаешься по нему, и ноги вязнут в рыхлой земле, вытаскиваешь их, а на сапогах  - кишки. Через каждый шаг приходится срезать их штыком. Трое суток сидели мы в окопе у самой нейтральной полосы…». В результате наступательных действий на Синявском направлении вместе с войсками Ленинградского фронта удалось сорвать готовящийся противником план наступления на Ленинград».

Самым памятным для него стало событие, произошедшее в 1944 году  на подступах к границе Латвийской ССР, в нескольких километрах от Риги. Вот как он об этом рассказывал: «Нам предстояло доставить на батарею снаряды. Немцы как будто почувствовали, что здесь их ждут большие неприятности и решили сыграть на опережение, выпустив шквал огня по нашему артснабжению. Огонь, дым, кругом лежат ящики с боеприпасами… Не раздумывая, я прыгнул в один из промежутков между этими ящиками. В голове мелькнула мысль: «Если взорвусь, то погибну сразу. Главное – не попасть в лапы противника». И все-таки чудом остался жив. Хотя был тяжело ранен – раздробило левую руку».  В госпитале  сначала  хотели руку отнять, но он настаивал, чтобы ее сохранили, так как сухожилие и вены были целы, пальцы с трудом, но шевелились. Врачи сделали свое доброе дело, и его направили  в Ивановский госпиталь № 3818, где он находился до самой Победы.

После завершения войны дедушка окончил Ивановскую зубоврачебную школу, получил диплом зубного техника. Там же училась его будущая супруга Надежда Павловна на зубного врача. После получения диплома они поженились и были направлены в город Демидов Смоленской области, где оба работали по специальности. После рождения двоих детей в 1953 году по семейным обстоятельствам они переехали в г. Фурманов Ивановской области. Его, как наиболее опытного специалиста, руководство Фурмановской ЦРБ направило на фабрику № 2 – открывать первый на предприятиях зубопротезный кабинет, и там он проработал до 81 (!) года. Его руки были «золотыми», так о нем говорили те, кто обращался к нему.

Мой дед оставил после себя двоих детей, троих внуков, пятерых правнуков. И все они помнят, любят и гордятся своим защитником Отечества.

Любимым праздником  моего деда был День Победы. По тем наградам, которые он надевал, можно было понять, что он был отважным воином. Ордена Красной Звезды и Отечественной войны, медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда», медаль Жукова и многие знаки отличия, в том числе «Ветеран Волховского фронта – участник битвы за Ленинград 1941-1944 гг.» украшали его любимый пиджак.

Умер мой дедушка Виктор Михайлович в возрасте 88 лет, оставил о себе добрую память.